Защита конфиденциальной. Защита конфиденциальных данных. Пути утечки информации

Главное положение описывает единый подход к конфиденциальности и является главным руководящим звеном, который обязателен для исполнения всех сотрудников:

  • Список данных, которые составляют коммерческую тайну. Список конфиденциальных данных, список персональных данных сотрудников и тд
  • Ограничение свободного доступа к такой информации
  • Документы по поводу использования и передачи конфиденциальной информации
  • Ограничение на копирование конфиденциальной информации на носители
  • При необходимости, использование технических/организационных/программных мер для защиты конфиденциальной информации, которые не нарушают законодательство страны
  • Должна определятся ответственность за несоблюдение режима сохранения конфиденциальности

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 20 февраля 1995г. №24-03 «Об информации, информатизации и защите информации»
  • Закон РФ от 29 июля 2004г. №98-Ф3 «О коммерческой тайне»
  • Закон РФ от 10 января 2002г. №1-Ф3 «Об электронной цифровой подписи»
  • Федеральный закон РФ от 30 декабря 2001г. №197-Ф3 «Трудовой кодекс РФ»

Термины

Режим конфиденциальности — организационные, правовые и технические меры, принимаемые предприятием.

Конфиденциальные данные — данные о предметах, лицах, фактах, процессах независимо от формы, составляющие коммерческую тайну, которые охраняемые законодательством страны, и нормативными актами и документами предприятия.

Передача конфиденциальной информации — обладатель в документированном виде доводит до сотрудников конфиденциальную информацию, в установленном порядке законов. Конфиденциальный документ — зафиксированная на материальном носителе конфиденциальная информация с реквизитами, которая разрешает ее идентифицировать.

Гриф конфиденциальности -бывают следующие:

  • Коммерческая тайна — вид грифа конфиденциальности для документов, которые имеют данные и составляют коммерческую тайну предприятия
  • Персональные данные — вид грифа на документы, которые содержат персональные данные сотрудников
  • Для внутреннего пользования — вид грифа конфиденциальности для документов, которые имеют другую защищаемую информацию

Ограничительные отметки: отметки которые ограничивают доступ к данным.

Схема отнесения информации к категории конфиденциальной

Конфиденциальная информация предприятия может состоять из:

  • данных, определяющие коммерческую тайну
  • персональных данных сотрудников предприятия
  • других данных, на которых наложен гриф конфиденциальности

К конфиденциальной информации можно относить:

  • данные о событиях, фактах жизни сотрудника, которые разрешают идентифицировать его личность
  • данные подпадаемые под законодательство страны, находящиеся в руках предприятия
  • техническую, организационную или другую предпринимательскую информацию:
    • которая может обладать потенциальной или действительной коммерческой ценностью
    • к которой нету доступа в паблике
    • по отношению которой, владелец видит в ней ценность

Информация действительно имеет ценность, если она:

  • имеет сведения об увеличения доходов
  • об избежание убытков
  • другую выгоду
  • содержащаяся в реестрах государства
  • данные о деятельности предпринимателя, лицензии и другие документы, которые указывают на данный вид деятельности
  • Все что связанно с федеральным бюджетом, и теми вещами, на которые были потрачены эти деньги
  • О состоянии противопожарной безопасности, экологической, и тд.
  • О численности сотрудников, о наличии свободных мест
  • О задолженности по выплате заработной плате и другим выплатам
  • о нарушении законов страны и их последствиях
  • О условиях приватизации объектов государственной собственности, о участниках составление договоров приватизации
  • о списке лиц, которые имеют без доверенности выступать от имени юридического лица

Уровень конфиденциальности данных должен соответствовать тяжести ущерба, которые может быть нанесен предприятию или его сотрудниками. Под ущербом понимают расходы, которые потратит на: восстановление нарушенного права, утраты, повреждение, не полученные доходы.

Схема доступа к документам и конфиденциальной информации

Допуск сотрудников предприятия к конфиденциальным данным реализуется с помощью приказа главного директора по безопасности предприятия. Допуск сотрудников к конфиденциальной информации возможен только после подписания трудового договора.

Права лиц, допущенных к конфиденциальной информации

Сотрудники, которые допущенные к конфиденциальной информации, должны:

  • реализовывать режим конфиденциальности
  • не разглашать конфиденциальную информацию в течении трех лет после окончания трудового договора
  • сразу же сообщать высшему руководству о факте разглашения или об известной угрозе разглашения конфиденциальной информации
  • Если сотрудник виновен в факте разглашения, должен возместить убытки
  • Отдать все материальные носители предприятию с конфиденциальной информацией после прекращения трудового договора

Сотрудниками, допущенных к конфиденциальной информации ЗАПРЕЩАЕТСЯ :

  • вести разговоры относительно конфиденциальной информации по незащищенным каналам связи, использовать не документированные средства защиты
  • использовать конфиденциальную информацию в открытых статьях, выступлениях
  • реализовывать фото или видео съемки в помещениях, где проводятся работы с конфиденциальной информацией

Алгоритм обращения с конфиденциальной информацией

  • Учет конфиденциальных документов
  • Оформление конфиденциальных документов

Режим конфиденциальности при работе в информационной системе определяется Положением о порядке и организации работ по защите конфиденциальной информации. При размещении конфиденциальной информации на переносном носителе, гриф конфиденциальности указывается на бумажной этикетке. Отпечатанные и подписанные документы передаются для регистрации. Черновики уничтожаются. Каждая копия конфиденциального документа имеет такую же значимость как и оригинал. Копия также регистрируется, имеет свой номер в общем списке.

Должна быть реализована сохранность конфиденциальной информации. Она должен быть размещена в специальных помещениях ограниченного доступа.

Алгоритм транспортировки конфиденциальной информации другим предприятиям

Передача контрагентам конфиденциальной информации возможно при подписании ими «Соглашение о конфиденциальности». Если же агенту не хватает какой-то информации, он обращается к ген. директору безопасности предприятия.

Контроль поддержания режима конфиденциальности

Контроль реализации режима конфиденциальности на предприятии создан для изучения и оценки состояния защищенности конфиденциальных данных, выявление недостатков и выявление нарушений режима. Контроль реализации режима поддерживает заместитель ген. директора безопасности предприятия.

Проверка исполнения режима проводит комиссия (отдельные люди) назначаемые ген. директором предприятия. Комиссия имеет право подключать сторонних специалистов по согласованию с директором. Проверяющие имеют право знакомится со всеми документами, проводить консультации. Подразделение, в котором проводилась проверка, реализует план по устранению выявленных недостатков. План согласовывается с зам. ген. директора по безопасности предприятия.

Проведения служебного расследования по фактам разглашения конфиденциальной информации

Для проведения служебного расследования, не позднее, чем следующий день после факта обнаружения факта утечки приказом ген. директора создается комиссия не менее 3 человек. Члены комиссия имеют право:

  • реализовывать осмотр помещения и мест где находились конф. документы
  • опрашивать сотрудников
  • привлекать дополнительных людей, которые не заинтересованны в исходе дела по согласованию ген. директора

Служебное расследование должно проводится максимально в короткие сроки.

Общая структура государственной системы защиты информации и основные направления ее развития и совершенствования изложены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000г. В соответствии с Доктриной информационную безопасность государства можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

В широком смысле информационная безопасность Российской Федерации – это состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Таким образом, это система гарантий государства от внешних угроз и угроз основам конституционного строя внутри страны.

В узком смысле информационная безопасность – это охрана государственными органами различных видов тайны, разглашение которых может сказаться на политической, экономической, научно-технической и др. защищенности государства.

В целом, правовой институт защиты тайны можно рассматривать как институт регулирования информационных общественных отношений, который имеет три составляющие:

    сведения, относимые к определенному виду тайны, а также принципы, критерии, по которым эти сведения классифицируются как тайна;

    режим секретности (конфиденциальности) – механизм ограничения доступа к указанным сведениям, т.е. механизм их защиты;

    санкции за неправомерное получение или распространение защищаемых сведений.

    Целью государственной политики в области защиты информации является предотвращение ущерба информационной безопасности в результате несанкционированного (неправомерного) доступа к защищаемой информации.

Государственная политика в области защиты информации проводится в соответствии с установленными принципами:

    законности (установление единой нормативно-правовой базы в области защиты информации);

    обеспечения баланса интересов личности и государства в процессе соблюдения конституционных прав человека и гражданина на получение, доступ к информации и законодательного ограничения на распространение информации в целях обеспечения информационной безопасности государства;

    научной обоснованности, принятия оптимальных решений в сфере защиты информации;

    системности, комплексности (использование всех форм и методов защиты информации, централизация управления системой защиты информации, четкое взаимодействие всех ее элементов, реализация принципа персональной ответственности);

    непрерывности в деятельности по выявлению и предотвращению угроз защищаемой информации;

    превентивности, т.е. предварительного, упреждающего характера мероприятий по предотвращению угроз защищаемой информации.

    В Доктрине информационной безопасности называются первоочередные проблемы в данной сфере, требующие безотлагательного решения в современных условиях.

К ним относятся:

    укрепление механизмов правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создание условий для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;

    обеспечение запрета на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством;

    разработка и принятие нормативно-правовых актов Российской Федерации, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях информации ограниченного распространения;

    обеспечение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. В этой сфере планируется интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.

Развитием положений Доктрины информационной безопасности Российской Федерации об обеспечении доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам является, в частности, принятие постановления Правительства Российской Федерации № 98 от 12 февраля 2003 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Постановлением утвержден Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования, в т.ч. в сети Интернет.

Перечень сведений включает:

    федеральные законы, указы Президента, правовые акты Правительства;

    сведения о законопроектной деятельности Правительства, проектах федеральных законов, федеральных целевых программ и концепций, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти;

    сведения об основных показателях социально-экономического развития Российской Федерации и использования федерального бюджета;

    обзоры обращений граждан и организаций в Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, о принятых мерах;

    сведения о государственной службе в аппарате Правительства Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти;

    сведения об официальных визитах и рабочих поездках Председателя Правительства, членов Правительства, правительственных делегаций и др.

Первоочередные меры по совершенствованию нормативного правового обеспечения информационной безопасности должны предусматривать разработку следующих законопроектов:

    О персональных данных.

    О праве на информацию.

    О неприкосновенности частной жизни, о личной и семейной тайне.

    О служебной тайне.

    О национальной безопасности.

Реализация данных задач связана с реализацией Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65.

Программой помимо задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации предусмотрена разработка Концепции обеспечения общедоступности государственных информационных ресурсов, а также проведения инвентаризации и анализа существующих в России государственных информационных систем и информационных ресурсов.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации называет следующие общие методы обеспечения информационной безопасности:

    правовые;

    организационно-технические методы;

    экономические.

    Доктрина информационной безопасности Российской Федерации называет четыре группы объектов обеспечения информационной безопасности. К ним относятся:

    информационные ресурсы, содержащие конфиденциальную информацию;

    средства и системы информатизации (в т.ч. – средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы, сети и системы); программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение); АСУ, системы связи и передачи данных, осуществляющие обработку информации ограниченного доступа, и их информативные физические поля;

    технические средства, системы, обрабатывающие открытую информацию, но размещенные в помещениях, в которых обрабатывается информация ограниченного доступа, а также сами помещения, предназначенные для обработки такой информации;

    помещения, предназначенные для ведения закрытых переговоров, а также переговоров, в ходе которых оглашаются сведения ограниченного распространения.

Законодательством Российской Федерации установлено, что документированная информация (документы) является общедоступной, за исключением отнесенной законом к категории ограниченного доступа, которая подлежит защите от незаконного распространения (разглашения) и относится к охраняемой законом тайне.

Основу законодательства в этой области составляют статьи Конституции РФ о праве граждан на информацию, соответствующие международным нормам в этой области. Охраняется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, личная и семейная тайны (ст. 23). Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24). Эти положения находят развитие в Федеральных законах.

Федеральный закон «Об информации, информационным технологиям и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ для реализации права на доступ к информации дополнительно устанавливает следующие гарантии:

    органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес;

    граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом;

    органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного представления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций;

    граждане и организации имеют право на доступ к документируемой информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами;

    информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации;

    отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.

В современном законодательстве отсутствует четкость и единство в понятийном аппарате в области защиты информации. Только в федеральных законах упоминается свыше 30 видов тайны, которые выступают в виде прямых ограничений при реализации информационных прав и свобод, среди них: торговая тайна; промышленная тайна; секретный торговый процесс; информация, которую нельзя получить в ходе обычной административной практики и др.

В последние годы предпринимались попытки упорядочивания состава видов тайны. В 1995 г. в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» вся информация с ограниченным доступом была разделена на государственную тайну и конфиденциальную информацию (ст. 8 и 10). При этом из видов конфиденциальной информации в данном законе назывались лишь личная и семейная тайна, персональные данные, тайна переписки, телефонных, почтовых и телеграфных и иных сообщений. Однако в 1996 г. в Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» (ст. 8) государственная тайна определена как один из видов конфиденциальной информации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» конкретизируется обобщенное понятие конфиденциальной информации. В соответствии с перечнем сведения конфиденциального характера отнесены к следующим группам:

    сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

    сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

    служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

    сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т.д.) (профессиональная тайна);

    сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);

    сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяются следующие цели защиты информации:

    предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

    предотвращение угроз безопасности личности, общества и государства;

    предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

    защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

    сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

    обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

    В данном законе определяется, что режим защиты информации устанавливается:

    в отношении конфиденциальной документированной информации – собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего Федерального закона;

    в отношении персональных данных – федеральным законом.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещает относить к информации с ограниченным доступом:

    законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

    документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

    документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

    документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Гражданским кодексом (ГК) Российской Федерации (ст. 139) определяются признаки служебной и коммерческой тайны как особого объекта гражданских прав, а также предусматриваются основания и формы их защиты.

Коммерческая и служебная тайна в качестве объекта гражданского права обладает тремя признаками:

    Информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

    К ней нет свободного доступа на законном основании.

    Обладатель информации принимает меры по охране ее конфиденциальности.

Общие требования к защите информации в сфере международного информационного обмена установлены в Указе Президента Российской Федерации от 17 мая 2004 г. «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена». В данном Указе устанавливаются требования по обеспечению безопасности международного информационного обмена посредством информационных систем, сетей и сетей связи, включая международную ассоциацию сетей «Интернет».

В соответствии с Указом субъектам международного информационного обмена рекомендуется не осуществлять включение информационных систем, сетей связи и автономных персональных компьютеров, в которых обрабатывается информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, служебную информацию ограниченного распространения, а также для которых установлены особые правила доступа к информационным ресурсам, в состав средств международного информационного обмена, в т.ч. в международную ассоциацию сетей «Интернет».

Владельцам открытых общедоступных государственных информационных ресурсов необходимо осуществлять их включение в состав объектов международного информационного обмена только при использовании сертифицированных средств защиты информации, обеспечивающих их целостность и доступность, в т.ч. криптографических средств защиты для подтверждения достоверности информации.

Владельцам и пользователям указанных ресурсов необходимо осуществлять размещение технических средств, подключаемых к открытым информационным системам и сетям связи, используемым в международном информационном обмене, включая сеть «Интернет», вне помещений, предназначенных для ведения закрытых переговоров и научная деятельность в этой области.

Возрождение в современных условиях предпринимательской деятельности повлекло за собой разработку нормативных документов по вопросам, связанным с защитой коммерческой тайны.

В СССР первое и единственное нормативное определение коммерческой тайны было дано в законе «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 г. (ст. 33). В данной статье указывалось, что «под коммерческой тайной предприятия понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам».

Вопросы защиты коммерческой тайны нашли отражение в статьях 10, 13 - 15 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (в ред. от 21.03.2002 № 31-ФЗ) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Статья 10 закона относит получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца к формам недобросовестной конкуренции.

В соответствии с Федеральным законом N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" от 29 июля 2004 г. под коммерческой тайной понимается «конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».

К информации, составляющей коммерческую тайну, в соответствии с п. 2 ст. 3 данного закона относится научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Данное положение закона можно толковать достаточно широко, так как в нем упоминается «иная» информация, которую можно отнести к коммерческой тайне. Кроме того, смысл данного определения практически копирует ст. 139 ГК Российской Федерации. Изменения коснулись, в основном, уточнений применительно к технологиям и вместо принятия мер к охране конфиденциальности введен режим коммерческой тайны.

Положения данного закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 декабря 1991 № 35 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 731), а также в законе «О коммерческой тайне».

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

    о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

    о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

    о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

    о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

    о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

    об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

    о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

    о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

    обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

В части 1 статьи 10 указывается, что меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

    определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

    ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

    учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

    регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

    нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации.

К обязательным мерам относятся также установление порядка обращения с защищаемой информацией и контроль за соблюдением такого порядка (ч. 1.2 ст. 10), нанесение на материальные носители защищаемой информации грифа «Коммерческая тайна» (ч. 1.5 ст. 10) и др. Невыполнение перечисленных мер приводит к тому, что в организации не может быть информации, составляющей коммерческую тайну. На это прямо указано в части 2 ст.10 – «режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи».

В целях охраны конфиденциальности информации работодатель также обязан:

    ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты;

    ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

    создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

    Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

    исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

    обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные источники правового регулирования конфиденциальной информации. Угрозы и меры по предупреждению ее утечки. Проблема и пути повышения защиты конфиденциальной информации и персональных данных в Администрации МО "Карагайский район" Пермского края.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2014

    Определение конфиденциальной информации и её основные виды. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Понятие коммерческой и государственной тайны. Законодательное обеспечение и инструменты контроля за сохранением тайны.

    эссе , добавлен 21.09.2012

    Основные положения Федерального закона "О коммерческой тайне". Организация допуска и доступа персонала к конфиденциальной информации. Организация внутриобъектового режима на предприятии. Требования к помещениям, в которых хранятся носители информации.

    реферат , добавлен 20.05.2012

    Источники угроз информационной безопасности. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России. Основные проблемы информационной безопасности, пути их решения и организация защиты. Классификация сведений, подлежащих защите.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2013

    Сущность и юридическая природа конфиденциальной информации (коммерческой тайны) предприятия, порядок, методы, средства, законодательная база ее защиты. Субъекты права на коммерческую тайну и их правовое положение, защита прав по законодательству Украины.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2009

    Понятие и признаки информации как правовой категории. Характеристика видов информации: государственная, коммерческая, банковская, служебная тайна. Ответственность за нарушение требований к конфиденциальности информации. Режим коммерческой тайны.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2017

    Определение конфиденциальности и законодательные директивы Европейского Союза, её регулирующие. Перечень сведений конфиденциального характера, определённый в Указе Президента РФ. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые её обладателем.

    контрольная работа , добавлен 19.07.2015

Введение

Глава 1. Основы информационной безопасности и защиты информации

1.1 Эволюция термина "информационная безопасность" и понятие конфиденциальности

1.2 Ценность информации

1.3 Каналы распространения и утечки конфиденциальной информации

1.4 Угрозы и система защиты конфиденциальной информации

Глава 2. Организация работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения

2.1 Нормативно-методическая база конфиденциального делопроизводства

2.2 Организация доступа и порядок работы персонала с конфиденциальными сведениями, документами и базами данных

2.3 Технологические основы обработки конфиденциальных документов

Глава 3. Защита информации ограниченного доступа в ОАО "ЧЗПСН - Профнастил"

3.1 Характеристика ОАО "ЧЗПСН - Профнастил"

3.2 Система защиты информации в ОАО "ЧЗПСН - Профнастил"

3.3 Совершенствование системы безопасности информации ограниченного доступа

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Одной из важнейших составных частей национальной безопасности любой страны в настоящее время единодушно называется ее информационная безопасность. Проблемы обеспечения информационной безопасности становятся все более сложными и концептуально значимыми в связи с массовым переходом информационных технологий в управлении на безбумажную автоматизированную основу.

Выбор темы данной выпускной квалификационной работы обусловлен тем фактом, что современной российской рыночной экономике обязательным условием успеха предпринимателя в бизнесе, получения прибыли и сохранения в целостности созданной им организационной структуры является обеспечение экономической безопасности его деятельности. И одной из главных составных частей экономической безопасности является информационная безопасность.

Объектом исследования в настоящей работе является формирование и функционирование информационных ресурсов в системе управления организацией.

Базой исследования является ОАО "ЧЗПСН - Профнастил"

Предметом исследования - деятельность по обеспечению безопасности информационных ресурсов в системе управления организацией.

Цель исследования - анализ современных технологий, способов, методов и средств защиты конфиденциальной информации предприятия.

В задачи исследования, в соответствии с поставленной целью, входит:

1. Раскрыть основные составляющие информационной безопасности;

2. Определить состав информации, которую целесообразно отнести к категории конфиденциальной;

3. Выявить наиболее распространенные угрозы, каналы распространения и утечки конфиденциальности;

4. Рассмотреть методы и средства защиты конфиденциальной информации;

5. Проанализировать нормативно-правовую базу конфиденциального делопроизводства;

6. Изучить политику безопасности в организации доступа к сведениям конфиденциального характера и порядок работы персонала с конфиденциальными документами;

7. Рассмотреть технологические системы обработки конфиденциальных документов;

8. Дать оценку системе защиты информации предприятия ОАО "ЧЗПСН - Профнастил" и привести рекомендации по ее совершенствованию.

В работе были использованы следующие методы исследования: методы познания (описание, анализ, наблюдение, опрос); общенаучные методы (анализ публикационного массива по теме), а также такой документоведческий метод как анализ документации предприятия.

Нормативно-правовая основа выпускной квалификационной работы базируется в первую очередь на Конституции как основном законе Российской Федерации) (1). Статья 23 Конституции РФ гарантирует право на личную, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщении. При этом ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Конституцией РФ не допускается (ст.24) сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (1).

Нормы регулирования отношений, возникающих при обращении с конфиденциальной информации, содержатся также в Гражданском кодексе РФ. При этом конфиденциальная информация относится в Гражданском кодексе РФ к нематериальным благам (ст.150) (2).

Критерии, по которым сведения относятся к служебной и коммерческой тайне, содержатся в ст.139 Гражданского кодекса РФ. Она гласит, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда:

1. Эта информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

2. К этой информации нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (2).

Кроме того, определение конфиденциальности коммерческой информации содержится в ст.727 Гражданского кодекса РФ (2).

27 июля 2006 года были приняты два важнейших для сферы защиты информации конфиденциального характера федеральных закона: № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (8) и № 152-ФЗ "О персональных данных" (9). В них даны базовые понятия информации и ее защиты. Такие как "информация", "конфиденциальность информации", "персональные данные" и т.д.

10 января 2002 года Президентом РФ был подписан очень важный закон "Об электронной цифровой подписи" (5), развивающий и конкретизирующий положения приведенного выше закона "Об информации…" (8).

Основными в области безопасности конфиденциальной информации также являются законы РФ:

2. "О коммерческой тайне" от 29 июля 2004 (он содержит в себе информацию, составляющую коммерческую тайну, режим коммерческой тайны, разглашение информации, составляющую коммерческую тайну) (6);

3. "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" (11);

4. Об утверждении Перечня сведении, которые не могут составлять коммерческую тайну" (13).

Стандарт, закрепляющий основные термины и определения в области защиты информации - ГОСТ Р 50922-96 (29).

Подробно нормативно-методическая база конфиденциального делопроизводства, изложена во второй главе настоящей работы. В выпускной квалификационной работе были использованы труды ведущих специалистов-документоведов: И.В. Кудряева (83), А.И. Алексенцева (31; 32), Т.В. Кузнецовой (45; 67; 102), А.В. Пшенко (98), Л.В. Санкиной (92), Е.А. Степанова (81; 96).

Понятие информационной безопасности, основные ее составляющие, изложены в трудах В.А. Галатенко (82), В.Н. Ярочкина (56), Г. Зотова (66).

К. Ильин (52) в своих работах рассматривает вопросы безопасности информации при электронном документообороте). Аспекты информационной безопасности описаны в статьях В.Я. Ищейнова (76; 77), М.В. Мецатуняна (77), А.А. Малюка (74), В.К. Сенчагова (93), Е.А. Степанова (96).

Система защиты информации описана в работах Е.А. Степанова (81), З. Богатыренко (74), Т.А. Королькова (69), Г.Г. Аралбаевой (100), А.А. Шиверского (103), В.Н. Мартынова и В.М. Мартынова (49).

Правовому регулированию информации ограниченного доступа посвящены работы авторов: А.А. Антопольского (33), Е.А. Степанова (81), И.Л. Бачило (37, 38), О. Гаврилова (41). Последний, в своей статье указывает на несовершенство законодательства в рассматриваемой сфере.

Технологии обработки конфиденциальных документов посвятили свой труды Р.Н. Мосеев (75), М.И. Петров (89), В.И. Андреева (34), В.В. Галахов (44), А.И. Алексенцева (32).

В процессе подготовки работы были использованы научные, учебные, практические, методические рекомендации по организации защиты конфиденциальной информации подготовленные такими ведущими специалистами в этой области как А.И. Алексенцев (31; 32) и Е.А. Степанов (81; 96).

Работы И.Л. Бачило (38), К.Б. Гельман-Виноградова (43), Н.А. Храмцовской (48), В.М. Кравцова (51) посвящены спорным аспектам информационной безопасности.

В целом, можно сказать, что проблема информационной безопасности, в общем, обеспечена источниками, источниковая база позволяет осветить поставленные задачи. Значимость литературы по данному вопросу велика и соответствует его актуальности.

Но в нашей стране не имеется нормативного правового акта, который бы устанавливал единый порядок учета, хранения, использования документов, содержащих конфиденциальные сведения. И по оценкам аналитиков, чьи статьи были использованы в работе, Е.А. Войниканиса (40), Т.А. Партыки (57), В.А. Мазурова (71) и др., вряд ли это целесообразно.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Во введении формулируются актуальность и практическая значимость темы, цель исследования, задачи, степень разработанности исследуемой проблемы, объект, предмет, база исследования, исследовательский инструментарий структура и содержание выпускной квалификационной работы

Первая глава: "Основы информационной безопасности и защиты информации" содержит в себе историю вопроса и основные понятия информационной безопасности. Такие как, ценность информации, конфиденциальность. В параграфе 1.2 указаны каналы распространения, утечки информации, в следующем, рассматривается система угрозы и система защиты конфиденциальных сведении.

Глава "Организация работы с конфиденциальными документами". состоит из нормативно-методических основ конфиденциального делопроизводства, далее даны порядок работы сотрудников и организация их доступа к конфиденциальным сведениям. Технология работы с обозначенными сведениями описана в последнем параграфе второй главы.

В третьей главе на примере предприятия ОАО "ЧЗПСН - Профнастил" рассматривается система защиты информации ограниченного доступа, анализ работы с конфиденциальными документами. даются рекомендации, изменения и дополнения к сформировавшейся на предприятии технологии конфиденциального делопроизводства.

Информационная безопасность. Курс лекций Артемов А. В.

Вопрос 3. Система защиты конфиденциальной информации

Практической реализацией политики (концепции) информационной безопасности фирмы является технологическая система защиты информации. Защита информации представляет собой жестко регламентированный и динамический технологический процесс, предупреждающий нарушение доступности, целостности, достоверности и конфиденциальности ценных информационных ресурсов и, в конечном счете, обеспечивающий достаточно надежную безопасность информации в процессе управленческой и производственной деятельности фирмы.

Система защиты информации – рациональная совокупность направлений, методов, средств и мероприятий, снижающих уязвимость информации и препятствующих несанкционированному доступу к информации, ее разглашению или утечке. Главными требованиями к организации эффективного функционирования системы являются: персональная ответственность руководителей и сотрудников за сохранность носителя и конфиденциальность информации, регламентация состава конфиденциальных сведений и документов, подлежащих защите, регламентация порядка доступа персонала к конфиденциальным сведениям и документам, наличие специализированной службы безопасности, обеспечивающей практическую реализацию системы защиты и нормативно-методического обеспечения деятельности этой службы.

Собственники информационных ресурсов, в том числе государственные учреждения, организации и предприятия, самостоятельно определяют (за исключением информации, отнесенной к государственной тайне) необходимую степень защищенности ресурсов и тип системы, способы и средства защиты, исходя из ценности информации. Ценность информации и требуемая надежность ее защиты находятся в прямой зависимости. Важно, что структура системы защиты должна охватывать не только электронные информационные системы, а весь управленческий комплекс фирмы в единстве его реальных функциональных и производственных подразделений, традиционных документационных процессов. Отказаться от бумажных документов и часто рутинной, исторически сложившейся управленческой технологии не всегда представляется возможным, особенно если вопрос стоит о безопасности ценной, конфиденциальной информации.

Основной характеристикой системы является ее комплексность, т. е. наличие в ней обязательных элементов, охватывающих все направления защиты информации. Соотношение элементов и их содержания обеспечивают индивидуальность построения системы защиты информации конкретной фирмы и гарантируют неповторимость системы, трудность ее преодоления. Конкретную систему защиты можно представить в виде кирпичной стены, состоящей из множества разнообразных элементов (кирпичиков). Элементами системы являются: правовой, организационный, инженерно-технический, программно-аппаратный и криптографический.

Правовой элемент системы защиты информации основывается на нормах информационного права и предполагает юридическое закрепление взаимоотношений фирмы и государства по поводу правомерности использования системы защиты информации, фирмы и персонала по поводу обязанности персонала соблюдать установленные собственником информации ограничительные и технологические меры защитного характера, а также ответственности персонала за нарушение порядка защиты информации. Этот элемент включает:

Наличие в организационных документах фирмы, правилах внутреннего трудового распорядка, контрактах, заключаемых с сотрудниками, в должностных и рабочих инструкциях положений и обязательств по защите конфиденциальной информации;

Формулирование и доведение до сведения всех сотрудников фирмы (в том числе не связанных с конфиденциальной информацией) положения о правовой ответственности за разглашение конфиденциальной информации, несанкционированное уничтожение или фальсификацию документов;

Разъяснение лицам, принимаемым на работу, положения о добровольности принимаемых ими на себя ограничений, связанных с выполнением обязанностей по защите информации.

Организационный элемент системы защиты информации содержит меры управленческого, ограничительного (режимного) и технологического характера, определяющие основы и содержание системы защиты, побуждающие персонал соблюдать правила защиты конфиденциальной информации фирмы. Эти меры связаны с установлением режима конфиденциальности в фирме. Элемент включает в себя регламентацию:

Формирования и организации деятельности службы безопасности и службы конфиденциальной документации (или менеджера по безопасности, или референта первого руководителя), обеспечения деятельности этих служб (сотрудника) нормативно-методическими документами по организации и технологии защиты информации;

Составления и регулярного обновления состава (перечня, списка, матрицы) защищаемой информации фирмы, составления и ведения перечня (описи) защищаемых бумажных, машиночитаемых и электронных документов фирмы;

Разрешительной системы (иерархической схемы) разграничения доступа персонала к защищаемой информации;

Методов отбора персонала для работы с защищаемой информацией, методики обучения и инструктирования сотрудников;

Направлений и методов воспитательной работы с персоналом, контроля соблюдения сотрудниками порядка защиты информации;

Технологии защиты, обработки и хранения бумажных, машиночитаемых и электронных документов фирмы (делопроизводственной, автоматизированной и смешанной технологий); внемашинной технологии защиты электронных документов;

Порядка защиты ценной информации фирмы от случайных или умышленных несанкционированных действий персонала;

Веления всех видов аналитической работы;

Порядка защиты информации при проведении совещаний, заседаний, переговоров, приеме посетителей, работе с представителями рекламных агентств, средств массовой информации;

Оборудования и аттестации помещений и рабочих зон, выделенных для работы с конфиденциальной информацией, лицензирования технических систем и средств защиты информации и охраны, сертификации информационных систем, предназначенных для обработки защищаемой информации;

Пропускного режима на территории, в здании и помещениях фирмы, идентификации персонала и посетителей;

Системы охраны территории, здания, помещений, оборудования, транспорта и персонала фирмы;

Действий персонала в экстремальных ситуациях;

Организационных вопросов приобретения, установки и эксплуатации технических средств защиты информации и охраны;

Организационных вопросов защиты персональных компьютеров, информационных систем, локальных сетей;

Работы по управлению системой защиты информации;

Критериев и порядка проведения оценочных мероприятий по установлению степени эффективности системы защиты информации.

Элемент организационной защиты является стержнем, основной частью рассматриваемой комплексной системы. По мнению большинства специалистов, меры организационной защиты информации составляют 50–60 % в структуре большинства систем защиты информации. Это связано с рядом факторов и также с тем, что важной составной частью организационной защиты информации является подбор, расстановка и обучение персонала, который будет реализовывать на практике систему защиты информации. Сознательность, обученность и ответственность персонала можно с полным правом назвать краеугольным камнем любой даже самой технически совершенной системы защиты информации. Организационные меры защиты отражаются в нормативно-методических документах службы безопасности, службы конфиденциальной документации учреждения или фирмы. В этой связи часто используется единое название двух рассмотренных выше элементов системы защиты – «элемент организационно-правовой защиты информации».

Инженерно-технический элемент системы защиты информации предназначен для пассивного и активного противодействия средствам технической разведки и формирования рубежей охраны территории, здания, помещений и оборудования с помощью комплексов технических средств. При защите информационных систем этот элемент имеет весьма важное значение, хотя стоимость средств технической защиты и охраны велика. Элемент включает в себя:

Сооружения физической (инженерной) защиты от проникновения посторонних лиц на территорию, в здание и помещения (заборы, решетки, стальные двери, кодовые замки, идентификаторы, сейфы и др.);

Средства защиты технических каналов утечки информации, возникающих при работе ЭВМ, средств связи, копировальных аппаратов, принтеров, факсов и других приборов и офисного оборудования, при проведении совещаний, заседаний, беседах с посетителями и сотрудниками, диктовке документов и т. п.;

Средства защиты помещений от визуальных способов технической разведки;

Средства обеспечения охраны территории, здания и помещений (средства наблюдения, оповещения, сигнализирования, информирования и идентификации);

Средства противопожарной охраны;

Средства обнаружения приборов и устройств технической разведки (подслушивающих и передающих устройств, тайно установленной миниатюрной звукозаписывающей и телевизионной аппаратуры и т. п.);

Технические средства контроля, предотвращающие вынос персоналом из помещения специально маркированных предметов, документов, дискет, книг и т. п. Программно-аппаратный элемент системы защиты информации предназначен для защиты ценной информации, обрабатываемой и хранящейся в компьютерах, серверах и рабочих станциях локальных сетей и различных информационных системах. Однако фрагменты этой защиты могут применяться как сопутствующие средства в инженерно-технической и организационной защите. Элемент включает в себя:

Автономные программы, обеспечивающие защиту информации и контроль степени ее защищенности;

Программы защиты информации, работающие в комплексе с программами обработки информации;

Программы защиты информации, работающие в комплексе с техническими (аппаратными) устройствами защиты информации (прерывающими работу ЭВМ при нарушении системы доступа, стирающие данные при несанкционированном входе в базу данных и др.).

Криптографический элемент системы защиты информации предназначен для защиты конфиденциальной информации методами криптографии. Элемент включает:

Регламентацию использования различных криптографических методов в ЭВМ и локальных сетях;

Определение условий и методов криптографирования текста документа при передаче его по незащищенным каналам почтовой, телеграфной, телетайпной, факсимильной и электронной связи;

Регламентацию использования средств криптографирования переговоров по незащищенным каналам телефонной и радиосвязи;

Регламентацию доступа к базам данных, файлам, электронным документам персональными паролями, идентифицирующими командами и другими методами;

Регламентацию доступа персонала в выделенные помещения с помощью идентифицирующих кодов, шифров.

Составные части криптографической защиты, коды, пароли и другие ее атрибуты разрабатываются и меняются специализированной организацией. Применение пользователями собственных систем шифровки не допускается.

В каждом элементе защиты могут быть реализованы на практике только отдельные составные части в зависимости от поставленных задач защиты в крупных и некрупных фирмах различного профиля, малом бизнесе. Структура системы, состав и содержание элементов, их взаимосвязь зависят от объема и ценности защищаемой информации, характера возникающих угроз безопасности информации, требуемой надежности защиты и стоимости системы. Например, в некрупной фирме с небольшим объемом защищаемой информации можно ограничиться регламентацией технологии обработки и хранения документов, доступа персонала к документам и делам. Можно дополнительно выделить в отдельную группу и маркировать ценные бумажные, машиночитаемые и электронные документы, вести их опись, установить порядок подписания сотрудниками обязательства о неразглашении тайны фирмы, организовывать регулярное обучение и инструктирование сотрудников, вести аналитическую и контрольную работу. Применение простейших методов защиты, как правило, дает значительный эффект.

В крупных производственных и исследовательских фирмах с множеством информационных систем и значительными объемами защищаемых сведений формируется многоуровневая система защиты информации, характеризующаяся иерархическим доступом к информации. Однако эти системы, как и простейшие методы защиты, не должны создавать сотрудникам серьезные неудобства в работе, т. е. они должны быть «прозрачными».

Содержание составных частей элементов, методы и средства защиты информации в рамках любой системы защиты должны регулярно изменяться с целью предотвращения их раскрытия заинтересованным лицом. Конкретная система защиты информации фирмы всегда является строго конфиденциальной, секретной. При практическом использовании системы следует помнить, что лица, проектирующие и модернизирующие систему, контролирующие и анализирующие ее работу не могут быть пользователями этой системы.

Вывод: безопасность информации в современных условиях компьютеризации информационных процессов имеет принципиальное значение для предотвращения незаконного и часто преступного использования ценных сведений. Задачи обеспечения безопасности информации реализуются комплексной системой защиты информации, которая по своему назначению способна решить множество проблем, возникающих в процессе работы с конфиденциальной информацией и документами. Основным условием безопасности информационных ресурсов ограниченного доступа от различных видов угроз является прежде всего организация в фирме аналитических исследований, построенных на современном научном уровне и позволяющих иметь постоянные сведения об эффективности системы защиты и направлениях ее совершенствования в соответствии с возникающими ситуационными проблемами.

Из книги Техническое обеспечение безопасности бизнеса автора Алешин Александр

Глава 5 Технические средства защиты информации 5.1. Защита информации Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение

Из книги Грузовые автомобили. Охрана труда автора Мельников Илья

5.4. Способы защиты информации

Из книги Информационная безопасность. Курс лекций автора Артемов А. В.

Система информации об опасности (СИО) Водители и другие работники автотранспортных организаций, непосредственно занятые оформлением, подготовкой и обслуживанием перевозки опасных грузов, должны соблюдать требования правил Министерства по чрезвычайным ситуациям, при

Из книги автора

Вопрос 1. Информационные ресурсы и конфиденциальность информации В соответствии с действующим Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы предприятия, организации, учреждения, банка, компании и других

Из книги автора

Вопрос 2. Угрозы конфиденциальной информации организации Все информационные ресурсы фирмы постоянно подвергаются объективным и субъективным угрозам утраты носителя или ценности информации.Под угрозой или опасностью утраты информации понимается единичное или

Из книги автора

Вопрос 2. Модель и методика корпоративной системы защиты информации В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» целями защиты информации являются в том числе: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки

Из книги автора

Лекция 5 Концептуальные основы защиты информации в автоматизированных системах Учебные вопросы:1. Анализ и типизация организационных и программно-аппаратных структур автоматизированных систем предприятия2. Анализ возможных угроз и их специфика в различных типах

Из книги автора

Вопрос 3. Систематизация видов защиты информации В практической деятельности по применению мер и средств защиты информации выделяются следующие самостоятельные направления, определяемые в соответствии со сложившимися отраслевыми структурами и видами информационной

Из книги автора

Вопрос 3. Принципы защиты банковских автоматизированных систем Каждую систему обработки информации защиты следует разрабатывать индивидуально учитывая следующие особенности:? организационную структуру банка;? объем и характер информационных потоков (внутри банка в

Из книги автора

Вопрос 2. Унифицированная концепция защиты информации Унифицированной концепцией защиты информации (УКЗИ) будем называть инструментально-методическую базу, обеспечивающую практическую реализацию каждой из стратегий защиты (оборонительной, наступательной,

Из книги автора

Из книги автора

Вопрос 2. Формальные модели защиты Рассмотрим так называемую матричную модель защиты, получившую на сегодняшний день наибольшее распространение на практике.В терминах матричной модели, состояние системы защиты описывается тройкой:(S, О, М),где S – множество субъектов

Из книги автора

Вопрос 1. Назначение математических моделей обеспечения безопасности информации в АСУ Функционирование АСУ, обеспечивающее реализацию технологии автоматизированного управления сложными процессами в распределенной системе, должно основываться на плановом начале с

Из книги автора

Вопрос 2. Сравнительный анализ и основные определения математических моделей обеспечения безопасности информации Существующие технологии формального описания процессов обеспечения безопасности информации основываются на понятиях теории конечных автоматов, теории

Из книги автора

Вопрос 1. Юридические и организационные меры защиты Юридические средства защиты сводятся, в основном, к административной и уголовной ответственности за умышленное создание и распространение вируса или «троянских коней» с целью нанесения ущерба Трудность их применения

Из книги автора

Вопрос 2. Программно-аппаратные методы и средства защиты В современных персональных ЭВМ реализован принцип разделения программных и аппаратных средств. Поэтому программные вирусы и «троянские кони» не могут эффективно влиять на аппаратуру, исключением случаев, когда